Регистрацию товарных знаков принято рассматривать как “страховку” от недобросовестной конкуренции: в этом случае нечестный соперник не сможет безнаказанно присвоить себе плоды трудов по разработке и продвижению товара. Сейчас даже начинающие предприниматели в целом имеют представление о необходимости “узаконивания” своей интеллектуальной собственности. Однако на практике они, бывает, сталкиваются со сложностями.
В соответствии со ст. 1482 ГК в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации в любом цвете или сочетании.
Но есть несколько ограничений, делающих регистрацию товарного знака невозможной:
Регистрация в качестве товарного знака невозможна, если:
– он вошел во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (например, нельзя зарегистрировать товарный знак из одного слова “мыло” или “колбаса”);
– он является общепринятым символом или термином (Фемида с повязкой на глазах как символ юриспруденции или шашечки как эмблема такси);
– он характеризует товар с точки зрения его качества, ценности и назначения (слова “отличный”, “супер”, “экстра”);
– в нем упоминается время и место производство товара (“Петербургское мороженое”);
– он представляет собой форму товара, которая определяется его основным назначением (нельзя зарегистрировать форму авторучки как товарный знак, если ее форма обусловлена только непосредственной функцией).
П. 1 ст. 1483 ГК
В первую очередь для регистрации обозначение должно быть уникальным. Если оно похоже на уже существующий товарный знак, то надо постараться уйти от сходства: изменить начертание, добавить описательное прилагательное. Или, например, изменить список категорий, по которым будет заявлена регистрация. Также можно полностью выкупить права на уже существующий товарный знак у его владельца или попытаться его аннулировать через суд.
Основное же свойство, которым должен обладать “претендент” на регистрацию, – его различительная способность (способность вызывать у потребителя ассоциацию с конкретным производителем).
1) Отдельные буквы и цифры, не имеющие словесного характера и графического исполнения, не дающие “цельного” восприятия
2) Цветовые сочетания или изображения цвета как отличительного элемента: чем их больше, тем меньшая различительная способность
3) Слоганы
Решение: Доказать, что знак приобрел различительную способность до подачи заявки на регистрацию. Помогут:
-сведения об объеме производства, территории, где реализуется товар, длительности использования заявленного обозначения;
-документы о затратах на рекламу;
-результаты опросов потребителей;
-публикации в СМИ;
-сведения об участии в выставках как в России, так и за ее пределами.
Объемными товарными знаками называют зарегистрированную форму или упаковку товара, которой предоставлена правовая охрана.
Различительная способность в случае с объемными товарными знаками формируется за счет того, что форма товара значительно отличается от традиционной и широко распространенной, легко узнается потребителем и не является ложной по отношению к заявленному перечню товаров (например, в бутылку или банку можно поместить только сыпучие или жидкие продукты, значит, только они соответствуют ее назначению).
Пример объемного товарного знака – форма конфет Rafaello итальянской компании Ferrero: белые шарики, обсыпанные кокосовой стружкой.
В 2009 г. Высший арбитражный суд подтвердил права Ferrero на этот образ, попутно подтвердив запрет на выпуск аналогичных конфет петербургской фабрикой “Ландрин”. От исхода дела тогда зависели и инвестиционные планы итальянцев, на тот момент строивших завод в России стоимостью $200 млн.
В 2012 г. Apple Inc. не смог доказать Роспатенту, что заявленное им для регистрации изображение iPad (параллелограмма с закругленными углами, круглым джойстиком и тремя узкими отверстиями на боковой грани) обладает различительной способностью по сравнению с планшетами и другими гаджетами иных производителей. Довод Apple Inc. о том, что с начала анонсирования нового iPad потребители всюду могли видеть его изображения, а значит, с легкостью отличат от других планшетных компьютеров, Роспатент также не убедил.
Тем не менее, даже если форма товара не обладает различительной способностью, она может стать неохраняемым элементом в составе охраняемого комбинированного обозначения (то есть в котором, помимо формы, есть слова, изображения и т. д.).
Основное препятствие для регистрации товарного знака-географического наименования – это введение потребителя в заблуждение относительно места производства товара.
Как и в любой другой сфере правоприменения, практика регистрации товарных знаков перманентно изменяется. Еще несколько лет назад и в России, и в мире в целом не было сформировавшегося обычая регистрировать цвета как товарные знаки. Сейчас же предприниматели пришли к пониманию того, что подходя к витрине, подъезжая к моллу или банкомату, на расстоянии потребителям нередко бывает проще ориентироваться по цвету, чем по традиционным обозначениям. Поэтому практика регистрации таких специфических товарных знаков постепенно начинает складываться.
С географическими наименованиями все сложнее: в 2014 г. Общественная палата даже предлагала их упразднить как вводящие потребителей в заблуждение, огульно аргументировав это тем, что владельцы таких товарных знаков нередко размещают производство в других местностях. Правда, инициатива не продвинулась дальше идеи. Более того - как показывает практика (см. пример выше), предприниматели и патентные поверенные научились справляться со сложностями такой регистрации и успешно доказывают и различительную способность, и невероятность введения потребителя в заблуждение.