Меню
Что придет на смену устаревшему порядку рассмотрения споров?

Роспатент

Что придет на смену устаревшему порядку рассмотрения споров?

Действующие правила рассмотрения споров в Роспатенте, которые приняты за несколько лет до вступления в силу четвертой части ГК, катастрофически устарели, признает Сергей Зуйков, гендиректор «Зуйков и партнеры». Эти правила слишком схематичные и общие. Те, кто часто посещает палату, знают, где в них недостатки и пробелы, но даже это не помогает избежать многих проблем. Одну из них приводит в пример Зуйков: «Если коллегия удовлетворила возражение частично, то в протоколе не указывают, для каких именно товаров. Получается, стороны не понимают, кто выиграл спор, пока не получат решение Роспатента. Только из него они смогут узнать, в какой части возражение удовлетворено».

Минэкономразвития и входящий в его структуру Роспатент разработали два новых проекта правил, которые должны исправить недостатки сегодняшнего досудебного порядка. В середине марта 2016 года чиновники представили документы на оценку профессиональному сообществу, а по результатам обсуждения объявили, что отправляют их на доработку.

Положительную оценку юристов получила возможность использовать видео-конференц-связь и подавать заявления и возражения в электронном виде. Кроме того, в проекте были перечислены конкретные причины для отвода члена коллегии Роспатента (например, если он принимал участие в процедурах, из-за которых позднее разгорелся спор, или по родственным основаниям). В действующих правилах закреплена лишь сама возможность отвода, но нет его оснований.

Сроки: какие сейчас, какие потом

Однако регламентацию получили не все процессуальные аспекты споров, а некоторые ответы породили новые вопросы. Одна из проблем, которую пытается решить новый проект, — это неурегулированность многих важных сроков действий. Те сроки, которые предлагают установить, фрагментарны и не заполняют всех пробелов (или даже создают новые).

 

Проектов регламентов и правил с 2009 года было много, и какие в итоге будут установлены сроки, пока неясно, говорит Зуйков. По его мнению, здесь важно другое.

Сергей Зуйков
генеральный директор “Зуйков и партнеры”
«Насколько я понимаю, в Минэкономразвития и Роспатенте не понимают, оказывает ли Роспатент госуслугу, когда рассматривает заявление или возражение. Если нет – сроки можно установить любые. Если да - то действует большое число нормативных актов, которые закрепляют четкие сроки. Но мне сложно понять, почему рассмотрение возражения или заявления в Роспатенте – это не госуслуга, а в ФАС – вполне себе госуслуга?» 

Разделяй основания и властвуй

Помимо этого проект содержит несколько принципиально новых идей. Например, предлагается запретить объединять в одном возражении или заявлении несколько оснований оспаривания прав. Сейчас это возможно при условии доплаты пошлины. Также предусмотрен запрет предоставлять дополнительные доказательства (кроме общедоступных источников) и даже приводить дополнительные доводы и аргументы, если они не указаны в изначально поданном заявлении или возражении.

Такой подход идет вразрез с тенденцией гражданского и арбитражного процессуального права, которые допускают заявление новых доводов и предъявление новых доказательств в течение рассмотрения спора в одной инстанции, а однотипные требования могут объединяться в одно дело. Это отвечает интересам сторон и суда быстро разрешить спор. Наоборот - запрет на объединение может воспрепятствовать всестороннему рассмотрению дела и грозит оставить правовую неопределенность.

Еще один недостаток предлагаемых правил в том, что в них даже не закреплено общих прав и обязанностей участников дела на протяжении всего разбирательства. «Тому, кто подал возражение, нельзя ничего заявить, кроме этих самых возражений, - комментирует Зуйков. – Чиновники ему скажут – это все новые основания и новые доказательства, оформляйте новыми возражениями». Эти инициативы Зуйков объясняет тем, что Роспатенту выгодно большое количество административных разбирательств. Ведомство в этом поддерживает и Суд по интеллектуальным правам, который, по словам Зуйкова, недостаточно загружен. «А удобство участников разбирательства, похоже, никого особенно не волнует», -  подытоживает юрист.