Меню
История старейших зарегистрированных в России брендов

Товарные знаки

История старейших зарегистрированных в России брендов

Россия стала одной из первых стран, где начало развиваться интеллектуальное право: еще в 1830 году был принят закон “О товарных клеймах”, обязывающий владельцев фабрик иметь прочные клейма. А подделка клейма могла стать поводом для уголовного преследования. Начали появляться бренды, многие из которых на слуху и сейчас: “Павел Буре”, “Смирнов”, “Эйнемъ”.

Большевики тоже приняли несколько нормативных актов, направленных на регламентацию и охрану товарных знаков. Позднее, в 1962 году, также было принято постановление Совета Министров СССР “О товарных знаках”, а в 1974 году - Положение о товарных знаках. Кроме того, в 1965 году СССР присоединился к Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года, а в 1976 году - к Мадридскому соглашению о международной регистрации товарных знаков 1891 года. Однако отсутствие в советах частной собственности и конкуренции, а также плановая экономика тормозили развитие института товарных знаков. Поэтому в советское время вопрос об их защите и охране не стоял на повестке дня. А наиболее активными их пользователями были представители иностранного бизнеса - к такому выводу пришло Право.ru, изучив наиболее старые из действующих товарных знаков. Активная работа по их защите началась уже в постсоветской России: за последние пятнадцать лет количество заявок на регистрацию товарных знаков выросло на 20% - до 61 477 в 2015 году по данным Роспатента.

 

Coca-Cola

Товары: питательные и тонические напитки (32-й класс МКТУ)

Дата регистрации в США: 1893 г.

Дата регистрации в России: 1927 г.

«В тот самый момент, когда Coca-Cola начинает поставки в какую-либо страну, можно с уверенностью говорить, что в ней ожидаются серьезные перемены. Coca-Cola — это квинтэссенция капитализма, заключенная в бутылку», - писал Том Стэнтидж в книге “История мира в шести стаканах”. Действительно, хотя Coca-Cola Company зарегистрировала право на одноименный товарный знак в СССР еще в 1925 г., а соглашение о сотрудничестве с Государственным комитетом Совета министров СССР по науке и технике – в 1974 г., попробовали этот экзотический напиток производства Московского пивобезалкогольного комбината советские граждане только в конце 1970-х гг., накануне Олимпиады, а в широкую продажу Coca-Cola поступила только во времена Перестройки, в 1987 г.

Как один из наиболее узнаваемых и дорогих брендов в мире (по версии Forbes, он занимает четвертое место после Apple, Google и Microsoft), Coca-Cola не раз сталкивалась с патентными спорами, в том числе и в России. Например, в 2001 году компании пришлось отстаивать права на доменные имена coca-cola.ru и sprite.ru, зарегистрированные на тот момент на ООО “Инсайт”. В тот раз суд был благосклонен к Coca-Cola, дело компания выиграла.

А знаменитая фирменная бутылка Coca-Cola стала в России товарным знаком далеко не сразу: только после обращения в Палату по патентным спорам компания в 2013 г. добилась ее регистрации. Что, однако, не сильно помогло компании в споре с производителем кваса “Бочонок” Олегом Цирикидзе: Coca-Cola пыталась доказать, что форма “Бочонка” до степени смешения похожа на форму бутылки Coca-Cola.

 

Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ)

Товары: станки, буровые установки, машины и оборудование для металлургической и горно-рудной промышленности (07-й класс МКТУ)

Дата регистрации в России: 1940 г.

Считается, что логотип УЗТМ, или “Уралмаша”, как его чаще называют, – самый старый из действующих российских товарных знаков. Правда, в 1940 г. его начертание несколько “округлилось”, но кардинально этот символ мощи советской и российской тяжелой промышленности за последние 70 с лишним лет не изменился. Менялись только название и организационно-правовая форма владельца товарного знака, а также его адрес – когда Свердловск переименовали в Екатеринбург.

В 2000 году “Уралмаш” признали общеизвестным товарным знаком: завод так начали именовать в печати задолго до его запуска в 1933 г. - еще в 1920-х гг., на этапе планирования.

Правда, не обошлось и без эксцессов: в начале 2016 г. УЗТМ пришлось судиться с коллегами из «Уральского завода горных машин», разместившими логотип “Уралмаша” на своей страничке в интернете. И в итоге получить от обидчиков 500 000 руб. компенсации.

 

Benedictin

Товары: ликер, именуемый “Бенедиктин” (33-й класс МКТУ)

Дата регистрации во Франции: 1875 г.

Дата регистрации в России: 1927 г.

Заявка на регистрацию в СССР товарного знака французского дома Benedictin была подана в 1926 году, а сама регистрация пройдена только в 1949 году, что не мешало советским гражданам любить этот ликер и раньше: Российская империя была крупнейшим рынком сбыта данного напитка.

После революции поток Benedictin в советское государство почти иссяк, но ненадолго: уже в 1925 году его производство было налажено на месте. Впрочем, в Советском Союзе не особо утруждались соблюдением норм интеллектуального права, поэтому Benedictin разливался не по лицензии, а кое-как: дизайн этикетки был так же далек от оригинала, как и бутылка - стандартные советские “поллитра”, в которые разливался напиток. Но молодежь, сочинявшую коктейли из водки и “Бенедиктина”, это ничуть не смущало.

Успешных кейсов, когда зарубежные производители отстаивали свои права на товарный знак в борьбе с советскими производителями, пожалуй, не было, ведь все производители были государственными, полагает гендиректор “Зуйков и партнеры” Сергей Зуйков. Справедливости ради производство по лицензии зарубежного лицензиара тоже практиковалось, но уже в поздние годы существования СССР - например, так разливалась Pepsi-Cola на Новосибирском пиввинкомбинате.

 

Electrolux

Товары: приборы и электротовары (01, 02, 04, 06, 07, 08, 09, 11, 12, 17, 19, 21, 22, 28 классы МКТУ)

Дата регистрации в Швеции: 1932 г. (заявка подана в 1900 г.)

Дата подачи заявки на регистрацию в России: 1928 г.

Шведская фирма Electrolux (на тот момент Lux) мечтала захватить рынок еще царской России современной и модной электрической техникой – уличными фонарями и домашним пылесосом. Но большого успеха они не имели - за исключением оптовой закупки пылесосов Московской телефонной станцией.

Тем не менее у компании Lux остался построенный в начале XX века завод в Латвии, до 1940 г. остававшейся независимой от СССР. Большие виды на Российскую империю как рынок сбыта не оправдали, и уже после Первой мировой войны фабрика сменила специализацию на производство грампластинок, а потом Lux ее и вовсе продал. Однако это не помешало компании в 1928 г. подать заявку на регистрацию двух товарных знаков в СССР. Правда, до конца 1950-х гг. от регистрации было немного толка: достать импортную электротехнику можно было только по большому блату. И только когда Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев озаботился повышением уровня жизни граждан, Electrolux начала точечные поставки в СССР техники, произведенной на заводах в Финляндии. Тем временем на заводах (“Страуме”, VEF) в Латвии, к тому времени уже вошедшей в состав СССР, выпускались посудомоечные машины, электросковороды и вафельницы, грили и тостеры, копирующие продукцию западных производителей, в том числе Electrolux. Впрочем, клейма на них, разумеется, не ставились, да и широкого распространения большая часть из этой неведомой доселе советскому гражданину техники так и не получила.

Пригодились товарные знаки Electrolux лишь спустя без малого 80 лет после их регистрации в России: в 2005 г. компания открыла производство в Санкт-Петербурге, которое так и не стало прибыльным, и в 2009 г. компания объявила о закрытии производства, объяснив его отсутствием возможности производства техники по конкурентоспособной цене. Сейчас вся продукция на рынке под брендом Electrolux импортная.

 

Camel

Товары: табак, сигареты (34-й класс МКТУ)

Дата регистрации в США: 1919 г.

Дата регистрации в России: 1937 г.

R. J. Reynolds зарегистрировала в СССР права на товарный знак Camel еще в 1937 г., но вплоть до 1980-х гг. ни выпускать, ни легально продавать их она не имела возможности: продажа импортных сигарет Camel, Marlboro, Kent и Salem оставалась уделом фарцовщиков, “толкавших” их по цене от 3 до 5 рублей. И лишь в 1981 г.  R. J. Reynolds официально наладила импорт в СССР, после чего сигареты с верблюдом на пачке появились в свободной продаже.

"Импортные товары действительно в течение долгого времени не завозились совсем или завозились в очень ограниченных объемах, но производители все равно не исключали СССР из своей обычной практики и регистрировали товарные знаки и здесь", - рассказывает Сергей Зуйков. “Тогда был развит бартерный обмен, ей занималась ТПП, и кто знал, что она захочет импортировать - на этот случай товарные знаки и регистрировались”, - поясняет он.

Но защищать их приходится порой не только на внешних рынках, но и на домашнем: в 2012 г.  R. J. Reynolds обвинила производителя электронных сигарет SAS Technologies в том, что та неправомерно продает никотиновую жидкость для паровых сигарет с ароматом Camel. Чем закончился этот спор и в чем конкретно его суть?

 

Cinzano

Товары: вина и ликеры (33-й класс МКТУ)

Дата регистрации в Италии: 1913 г.

Дата регистрации в России: 1959 г. (заявка подана в 1925 г.)

По некой причине, которую сейчас уже сложно установить, регистрация товарного знака Cinzano затянулась с 1925 до 1959 г. Но это не мешало Francesco Cinzano & C. импортировать вермут, пусть и в мизерных количествах, в СССР. Фактически Cinzano стал одним из немногих западных алкогольных напитков, которые с трудом, как и все остальные импортные товары, но все же официально можно было купить и в СССР.

Более того - бутылка Cinzano даже появилась в кинокартине “Иван Васильевич меняет профессию” и, как ни удивительно, на несколько секунд - в одной из серий мультфильма “Котенок по имени Гав”. А герои мультсериала “Приключения капитана Врунгеля” пели: “Постоянно пьем “Чинзано”, постоянно сыто-пьяно…”

 

Gillette

Товары: безопасные бритвы и лезвия (04-й и 08-й классы МКТУ)

Дата регистрации в США: 1908 г.

Дата подачи заявки на регистрацию в России: 1938 г., 1944 г.

Изначально планировалось, что американская компания Gillette запустит производство в СССР - по крайней мере, такие планы строил глава Главконцесскома. Инвесторов, переживавших не лучшие времена в связи с Великой депрессией в США, он старался в 1929 году привлечь тем, что цены на продукцию Gillette в СССР многократно превосходили цены на нее же за рубежом. Но увы, не возлагая чрезмерных надежд на обещания советской номенклатуры, в последний момент компания отказалась от инвестиций. Вместо этого она в 1938 и 1944 гг. зарегистрировала два товарных знака: англоязычный и соответственно русскоязычный, для поставок бритвенных станков в Россию.

Станки Gillette, которые можно было найти только в спецраспределителях, стали одним из символов заграничного шика, качества и престижа, и, хотя товар был штучный, тем крепче была его репутация. В 1993 г. The Gillette Company стала ввозить свою продукцию в Россию официально, но тогда же российский рынок накрыла волна подделок: любой ширпотреб можно было купить как в оригинале, так и в версии местных и китайских кустарей. На прилавках стали появляться и станки, и другая продукция Gillette сомнительного происхождения. Компании до сих пор периодически приходится бороться с нарушителями ее прав на товарный знак. Например, в 2006 г. суд запретил ЗАО “Фирма “Камео” использовать доменные имена gillette.ru и gilette.ru, а в 2015 г. - ООО «Де Джиллетт Бат Компани» продавать батарейки, маркированные GILLETTE.

 

Technicolor

Товары: фильмы для кинокартин (09-й класс МКТУ)

Дата регистрации в США: 1928 г.

Дата регистрации в России: 1930 г.

Регистрация в 1930 г. товарного знака Technicolor за одноименной компанией, владеющей технологией получения цветного изображения, была сделана как нельзя вовремя: как раз в начале 1930-х гг. на заводе “Ленинкинап” была сконструирована и запущена в производство отечественная камера, аналогичная камерам Technicolor. Таким образом, советский зритель увидел цветные фильмы, первым из которых стала “Цветущая юность”.

Формально нарушения прав Technicolor Inc. на принадлежащий ей товарный знак в этом не было. Другое дело, что СССР, используя технологию, аналогичную той, которой владела Technicolor Inc., вероятно, нарушал право на изобретение, рассуждает Сергей Зуйков из “Зуйков и партнеры”. Тем не менее, разбирательства по этому поводу не последовало. На западе же Technicolor долгое время был единственным хранителем технологии цветного кинематографа наравне с Cinecolor (эти системы использовали разные сочетания цветов и способы для “оцветнения” пленки).

 

Max Factor

Товары: косметические средства (03 класс МКТУ)

Дата регистрации в США: 1941 г.

Дата регистрации в России: 1946 г.

Историю уроженца Лодзинского воеводства, входившего в состав Российской империи, Максимилиана Факторовича, основателя фирмы Max Factor, любят цитировать как образец карьеры иммигранта в США. Начав с доли подмастерья фармацевта, попробовав себя в качестве театрального гримера, со временем Факторович открыл магазин в Москве, а спустя еще некоторое время стал поставщиком императорского дворца. Однако увековечившую его имя компанию Факторович основал лишь в 1930 г. А спустя 16 лет она зарегистрировала права на товарный знак Max Factor в России.

Сейчас Max Factor входит в десятку наиболее популярных косметических марок в России. Следствие этой популярности ощущает на себе ее нынешний владелец – концерн Proctor & Gamble, которому приходится регулярно судиться с продавцами, продающими контрафактные изделия под брендом Max Factor без разрешения правообладателя: судя по базам арбитражных дел, в Россию регулярно ввозятся тушь, лаки и пилки для ногтей, незаконно маркированные Max Factor. Впрочем, это общая проблема для парфюмерно-косметического рынка: доля контрафакта на нем составляет, по разным оценкам, от 15 до 30%.

 

Jeep

Товары: автомобили (12-й класс МКТУ)

Дата регистрации в США: 1943 г.

Дата регистрации в России: 1946 г.

Товарный знак Jeep был зарегистрирован в России в 1946 году - и неслучайно. В войну, начиная с 1942 года, США отправил в СССР по программе ленд-лиза 52 000 армейских “Виллисов”, получивших прозвище “Джип”. Машина была весьма практичная и применялась и в качестве артиллерийского тягача, и в качестве вездехода. Со временем все “Виллисы” стали называть джипами, а компания Willys-Overland Motors, выпускавшая тогда эти автомобили, в феврале 1943 года зарегистрировала товарный знак Jeep в США. Спустя три года он закрепился и в СССР.

Со временем все автомобили повышенной проходимости стали называть джипами, несмотря на то, что нынешний владелец товарного знака, Ghrysler Group, и настаивает на употреблении термина “вседорожник”.