Меню
Как законодательство запуталось в сетях всемирной паутины

Интеллектуальная собственность и интернет

Как законодательство запуталось в сетях всемирной паутины

Герман Клименко
советник президента по проблемам интернета
«Интернет стал активно развиваться в последние лет двадцать, а существенно влиять на экономику – только лет 5-7 тому назад, привнеся трансграничный товарный, денежный коммуникативный обмен. Теперь расстояние измеряется не километрами, а кликами. А право оперирует уже сложившимися и устоявшимися схемами, они и вносятся в кодексы. Оно не предусматривает, например, возможности бесконечного тиражирования копий: раньше были только книжки и CD-диски. Государство учится взаимодействовать с бизнесом и обществом в новых реалиях, но пока оно далеко от решения всех проблем, связанных с защитой интеллектуальной собственности в интернете».

В апреле 2016 года Управление торгового представителя США (United States Trade Representative, USTR) презентовал доклад Международного альянса интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance, IIPA): в документе Россия осталась в Priority Watch List - то есть стран, где ситуация с авторскими правами требует наблюдения. В этом статусе она пребывает уже с 1997 года.

Сергей Зуйков
гендиректор “Зуйков и партнеры”
«Законодатель принимает нормативные акты исходя из текущих реалий, но нарушители быстро подстраиваются и находят пути обхода изменившегося законодательства. Принимать же законы в упреждающем порядке невозможно, потому что интернет в разы мобильнее. Это касается и музыки, и фильмов, и товаров: против каждого “левого” сайта должно быть подано заявление о блокировке, на его месте сразу же появляются новые».

64% установок в России пришлось на нелицензионный софт в 2015 г. (это на 2 п. п. больше, чем в 2013 г.)
$1,34 млрд составили потери от пиратства

Источник: Международная ассоциация производителей программного обеспечения BSA

Александра Пелих
старший юрист “Зуйков и партнеры”
«В основном клиенты обращаются к юристам-”интеллектуальщикам” за защитой товарных знаков в интернете, когда недобросовестные конкуренты размещают знаки, сходные до степени смешения. Либо наоборот - правообладатель обвиняет клиента в размещении таких знаков. Также востребованы услуги по защите авторского контента».

Заблокированные навечно. Или нет?

Самая громкая история с “вечной” блокировкой интернет-ресуров разразилась вокруг сайта RuTracker.org - крупнейшего в России торрент-трекера. В декабре 2015 г. Мосгорсуд заблокировал его по требованию издательства “Эксмо” и “СБА Продакшн”. Несмотря на все усилия защитников RuTracker (в частности, общественной организации “Роскомсвобода”, подавшей апелляционную жалобу на решение суда), в январе он “умолк навечно”. Правда, уже 17 февраля премьер-министру Дмитрию Медведеву на заседании правительственного совета по кино удалось зайти на запрещенный сайт. Министр связи Николай Никифоров объяснил это “особенностями связи” на личном iPad Медведева. После заседания провайдер ВГИКа (именно там проходило заседание) все же заблокировал доступ к сайту. Однако пользователей это не останавливает: они продолжают скачивать с RuTracker фильмы, музыку и книги с помощью прокси-серверов.

Александр Кудинов
юрист “Зуйков и партнеры”
«Вечную блокировку раздач через торрент-трекеры практически невозможно осуществить с технической точки зрения, потому что одна раздача - это, фактически, десятки или сотни фрагментов от множества пользователей. Сами торрент-трекеры при этом лишь предоставляют ссылки на файл. Кроме того, существуют анонимайзеры, позволяющие зайти даже на заблокированный сайт. Чтобы привлечь владельца сайта к ответственности, нужно доказать, что он знает о распространении контрафактного контента с помощью ресурса. Например, в случае отказа или бездействия в ответ на обращение правообладателя».

 

Однако судебная практика в последние пару лет изменилась. Раньше суд считал владельца сайта непричастным к нарушению, если не было установлено, что он знал о том, что с помощью сайта скачивается нелегальный контент. Причем доказывать это должен был правообладатель. Теперь же самим ответчикам приходится доказывать в суде, что они предприняли попытки остановить нарушение. Для этого, например, на YouTube устанавливаются роботы, идентифицирующие нелегальный контент.

Александр Кудинов
юрист “Зуйков и партнеры”
«Полностью обеспечить вечную блокировку раздач не удалось еще ни в одной стране (где есть свободный доступ к доменам других стран), однако в некоторых из них правообладатели идут по другому пути, когда смотреть и слушать официально изданные фильмы и песни становится все дешевле».

Благородные пираты

Бывает, впрочем, что создатели интеллектуальной собственности собственноручно выкладывают свои произведения в общий доступ. Так поступил, например, режиссер фильма Suzy Q Мартин Колховен. В 2014 г. он обнаружил, что распространение некогда популярного фильма стало практически невозможным, потому что истек срок лицензии на песни, использованные в саундтреке. Тогда Колховен через Твиттер попросил пользователей разместить картину на шведском торрент-трекере The Pirate Bay (впоследствии был закрыт), что в скором времени и было сделано. Сам же режиссер загрузил фильм на YouTube.

Управление правами: в поисках руля

В 2014 г. Российский союз правообладателей (РСП, его совет возглавляет режиссер Никита Михалков) предложил решить вопрос пиратства радикально и ввести так называемую глобальную лицензию. Суть выдвинутой РСП концепции заключалась в том, что операторы связи обязуются платить отчисления авторам, а пользователи интернета при этом за 25-30 руб. в месяц смогли бы беспрепятственно и легально скачивать любые песни, фильмы и так далее.

Сергей Федотов
до декабря 2015 г. - гендиректор РСП, из интервью Lenta.ru в 2015 г.
«Мы бы хотели, чтобы рядовые граждане платили за легальный контент в Интернете на порядок меньше. А правообладатели получали на порядок больше, чем сейчас».

На деле идея оказалась мертворожденной: ее раскритиковали не только интернет-компании, операторы и частично правообладатели, но и основные ведомства (за исключением Минкультуры). Например, Минэкономразвития в своем отзыве аргументировало, что предложенная РСП система предполагает введение бездоговорного управления правами в сети.

Юристы, участвовавшие в публичных обсуждениях глобальной лицензии, также указывали на то, что концепция противоречит международным обязательствам России - в частности, “трехступенчатому тесту” (он устанавливает ограничение исключительного права только в особых случаях, и то - без ущерба интересов правообладателей). Кроме того, глобальная лицензия предусматривала, что деньги с пользователей будут взиматься в том числе и за то, что ему уже разрешено законом - за воспроизведение в личных целях, а иногда и по нескольку раз.

Сергей Зуйков
гендиректор “Зуйков и партнеры”
«Основная проблема глобальной лицензии в том, что предложенные “тарифы” несоразмерны количеству и стоимости контента, который может скачать пользователь. Хотя для пользователя это плюс: за ограниченную таксу он получает доступ к неограниченному объему музыки и фильмов».

Правда, пока буксуют и встречные инициативы по изменению системы коллективного управления правами: в марте Минэкономразвития опубликовало отрицательный отзыв на прошлогодний законопроект, в котором предлагалось полностью отменить в России управление правами авторов и исполнителей без договора с ними. Документ также предусматривал ежегодный аудит обществ по коллективному управлению, публикацию ими отчетности и ограничение срока занимаемой руководителем должности четырьмя годами. Сейчас, по словам представителя Минкомсвязи, этот законопроект снова дорабатывается.

Есть интернет - нет “Оскара”

Зимой 2016 г. режиссер Константин Бронзит обратился к пользователям интернета с просьбой не распространять через сеть его номинированный на “Оскар” мультфильм “Мы не можем жить без космоса”.

Константин Бронзит
режиссер
«Я в отчаянии обращаюсь к вам за помощью - пожалуйста, помогите спасти мой новый короткометражный фильм «Мы не можем жить без космоса». Он был украден с какого-то фестиваля, размещен в интернете и, конечно, попал на “вконтакте”! Теперь он регулярно всплывает здесь то у одного пользователя, то у другого! Это убивает мой фильм!»

Он объяснил, что по правилам престижных фестивалей фильмы, попавшие в любой открытый доступ – не только в интернет, но и на телевидение, – снимаются с программы фестивалей. Впрочем, “Оскар” мультфильм Бронзита так и не получил.

Эффект антипиратского законодательства

Предложение Минкомсвязи появилось неслучайно: действующая в России система управления авторскими правами непрозрачна и к ней много претензий у правообладателей, говорил ранее замминистра связи Алексей Волин. Занимаются же ими только три структуры: Российское авторское общество (РАО), Российский союз правообладателей (РСП) и Всероссийская организация по интеллектуальной собственности (ВОИС). Именно они собирают деньги за использование произведений в пользу их авторов. Однако изменения все же могут произойти: поручение правительству создать более прозрачную систему прошлым летом дал президент Владимир Путин.

Но пока суть да дело, можно лишь констатировать, что игроки полулегального интернет-рынка пока лидируют в “гонке вооружений” с законодателями, законоприменителями и легальными участниками.