Меню
Слоганы, цвета и буквы: различай и регистрируй

Проблемы регистрации

Слоганы, цвета и буквы: различай и регистрируй

Регистрацию товарных знаков принято рассматривать как “страховку” от недобросовестной конкуренции: в этом случае нечестный соперник не сможет безнаказанно присвоить себе плоды трудов по разработке и продвижению товара. Сейчас даже начинающие предприниматели в целом имеют представление о необходимости “узаконивания” своей интеллектуальной собственности. Однако на практике они, бывает, сталкиваются со сложностями.

В соответствии со ст. 1482 ГК в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации в любом цвете или сочетании.

Но есть несколько ограничений, делающих регистрацию товарного знака невозможной:

 

Регистрация в качестве товарного знака невозможна, если:

– он вошел во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (например, нельзя зарегистрировать товарный знак из одного слова “мыло” или “колбаса”);

–  он является общепринятым символом или термином (Фемида с повязкой на глазах как символ юриспруденции или шашечки как эмблема такси);

–  он характеризует товар с точки зрения его качества, ценности и назначения (слова “отличный”, “супер”, “экстра”);

–  в нем упоминается время и место производство товара (“Петербургское мороженое”);

– он представляет собой форму товара, которая определяется его основным назначением (нельзя зарегистрировать форму авторучки как товарный знак, если ее форма обусловлена только непосредственной функцией).

П. 1 ст. 1483 ГК

В первую очередь для регистрации обозначение должно быть уникальным. Если оно похоже на уже существующий товарный знак, то надо постараться уйти от сходства: изменить начертание, добавить описательное прилагательное. Или, например, изменить список категорий, по которым будет заявлена регистрация. Также можно полностью выкупить права на уже существующий товарный знак у его владельца или попытаться его аннулировать через суд.

Основное же свойство, которым должен обладать “претендент” на регистрацию, – его различительная способность (способность вызывать у потребителя ассоциацию с конкретным производителем).

 

Ольга Плясунова
патентный поверенный “Зуйков и партнеры”
«Обозначения, не обладающие различительной способностью, параметры которой указаны в п. 1 ст. 1483 ГК, все же могут быть включены в товарный знак, но только в качестве неохраняемого элемента и только если они не доминируют в заявленном обозначении. Кроме того, таким обозначениям могут предоставить правовую охрану, если они будут активно использоваться и в итоге приобретут различительную способность».

Когда необходимо дополнительно подтверждать различительную способность

1) Отдельные буквы и цифры, не имеющие словесного характера и графического исполнения, не дающие “цельного” восприятия

2) Цветовые сочетания или изображения цвета как отличительного элемента: чем их больше, тем меньшая различительная способность

3) Слоганы

Решение: Доказать, что знак приобрел различительную способность до подачи заявки на регистрацию. Помогут:

-сведения об объеме производства, территории, где реализуется товар, длительности использования заявленного обозначения;

-документы о затратах на рекламу;

-результаты опросов потребителей;

-публикации в СМИ;

-сведения об участии в выставках как в России, так и за ее пределами.

Ольга Плясунова
патентный поверенный “Зуйков и партнеры”
«При оценке наличия приобретенной различительной способности во внимание могут приниматься такие факторы, как объемы производства товаров и услуг под заявленным обозначением, территория их реализации, длительность использования обозначения, размер затрат на рекламу и продвижение товара. Кроме того, учитывается известность товара (в том числе результаты социологических исследований), упоминания в СМИ, сведения об участии в выставках и т. д. –  заявитель может представить любые документы, которые свидетельствуют о формировании у потребителя устойчивой ассоциации между продукцией и заявленным изображением».

От конфеты до iPad: регистрация объемных товарных знаков

Объемными товарными знаками называют зарегистрированную форму или упаковку товара, которой предоставлена правовая охрана.

Виктория Макарова
патентный поверенный “Зуйков и партнеры”
«Если форма или упаковка обусловлена исключительно или главным образом функциональностью товара, является традиционной и/или безальтернативной для однородных товаров, то такая форма не может быть признана охраноспособной, так как не обладает различительной способностью».

Различительная способность в случае с объемными товарными знаками формируется за счет того, что форма товара значительно отличается от традиционной и широко распространенной, легко узнается потребителем и не является ложной по отношению к заявленному перечню товаров (например, в бутылку или банку можно поместить только сыпучие или жидкие продукты, значит, только они соответствуют ее назначению).

Вместо тысячи слов

Пример объемного товарного знака – форма конфет Rafaello итальянской компании Ferrero: белые шарики, обсыпанные кокосовой стружкой.

В 2009 г. Высший арбитражный суд подтвердил права Ferrero на этот образ, попутно подтвердив запрет на выпуск аналогичных конфет петербургской фабрикой “Ландрин”. От исхода дела тогда зависели и инвестиционные планы итальянцев, на тот момент строивших завод в России стоимостью $200 млн.

Яблоко неразличимости

В 2012 г. Apple Inc. не смог доказать Роспатенту, что заявленное им для регистрации изображение iPad (параллелограмма с закругленными углами, круглым джойстиком и тремя узкими отверстиями на боковой грани) обладает различительной способностью по сравнению с планшетами и другими гаджетами иных производителей. Довод Apple Inc. о том, что с начала анонсирования нового iPad потребители всюду могли видеть его изображения, а значит, с легкостью отличат от других планшетных компьютеров, Роспатент также не убедил.

Тем не менее, даже если форма товара не обладает различительной способностью, она может стать неохраняемым элементом в составе охраняемого комбинированного обозначения (то есть в котором, помимо формы, есть слова, изображения и т. д.).

Навигация по знакам: регистрация географических наименований как товарных знаков

Основное препятствие для регистрации товарного знака-географического наименования – это введение потребителя в заблуждение относительно места производства товара.

Ольга Плясунова
патентный поверенный “Зуйков и партнеры”
«Покупатель может ошибочно предположить, что если в товарный знак включено географическое наименование, то и сам товар был произведен там же и, как следствие, имеет особые свойства. Производитель товара и услуги таким образом может получить необоснованные конкурентные преимущества, если он сам не из этого региона».

Как и в любой другой сфере правоприменения, практика регистрации товарных знаков перманентно изменяется. Еще несколько лет назад и в России, и в мире в целом не было сформировавшегося обычая регистрировать цвета как товарные знаки. Сейчас же предприниматели пришли к пониманию того, что подходя к витрине, подъезжая к моллу или банкомату, на расстоянии потребителям нередко бывает проще ориентироваться по цвету, чем по традиционным обозначениям. Поэтому практика регистрации таких специфических товарных знаков постепенно начинает складываться.

С географическими наименованиями все сложнее: в 2014 г. Общественная палата даже предлагала их упразднить как вводящие потребителей в заблуждение, огульно аргументировав это тем, что владельцы таких товарных знаков нередко размещают производство в других местностях. Правда, инициатива не продвинулась дальше идеи. Более того - как показывает практика (см. пример выше), предприниматели и патентные поверенные научились справляться со сложностями такой регистрации и успешно доказывают и различительную способность, и невероятность введения потребителя в заблуждение.