Новости
Сергей Зуйков
генеральный директор “Зуйков и партнеры”

Хотя в России есть запрет на параллельный импорт, некоторые компании придумали схему, как его обойти. Они ввозят товар в нашу страну без согласия правообладателя и платят по решению суда штраф за нарушение прав на товарный знак. Эта небольшая сумма (50 000 — 100 000 руб.) рассматривается как некие дополнительные издержки на импорт. После этого товар выпускают в свободное обращение. А правообладатель, как правило, не успевает взыскать компенсацию за нарушение прав на товарный знак. Когда он получит исполнительные листы на штрафы, компании-нарушителя может уже и не быть.

Александр Кудинов
юрист “Зуйков и партнеры”

Навсегда заблокировать раздачи через торрент-трекеры технически почти невозможно, потому что одна раздача – это фактически десятки или сотни фрагментов от множества пользователей. При этом сами торрент-трекеры лишь предоставляют ссылку на файл.

А чтобы привлечь владельца сайта к ответственности, нужно доказать, что он знает о распространении контрафактного контента с помощью ресурса. Например, если на обращение правообладателя он отвечает отказом или бездействует.

 

Алексей Поповичев
исполнительный директор объединения “Русбренд”

Проблема “патентных троллей” примерно с 2010 г. стоит уже не так остро, как в конце 1990-х. Именно тогда на российский рынок стало выходить много международных компаний, которые не уделяли достаточного внимания защите своих товарных знаков. Сметливые российские юристы ходили на выставки и регистрировали товарные знаки, которые там видели, после чего предлагали их выкупить. Жертвами «троллей» становились, как правило, те, кто предлагал товары массового спроса и услуги.

 

Алексей Фадеев
креативный директор брендингового агентства Depot WPF

Основной риск «мимикрирующих брендов» в том, что они девальвируются: понимая, что условная "Аква Натурале" — это почти то же самое, что "Аква Минерале" и не видя какого-то особого преимущества оригинала перед "подделкой", потребитель легко сделает выбор в пользу "подделки". Как с этим бороться? Опускать цену или растить лояльность потребителей. Или сделать свой условный сахар "модным", превратить его в артефакт, в "сувенир".

Ольга Плясунова
патентный поверенный “Зуйков и партнеры”

По общему правилу, зарегистрировать можно только обозначения, которые обладают различительной способностью (уникальны и способны вызвать у потребителя ассоциацию именно с этим производителем). Их критерии указаны в п. 1 ст. 1483 ГК. Но те обозначения, которые такой способностью не обладают, все-таки тоже можно включить в товарный знак – если они в нем не доминируют и только в качестве неохраняемого элемента. А если они будут активно использоваться и в итоге приобретут различительную способность – им могут предоставить и правовую охрану.